Годовой отчёт 2017
Повышение эффективности
и устойчивое развитие
Годовой отчёт 2017
Социальное партнерство на территориях присутствия
В Компании разработаны стратегические инициативы и целевые проекты по социально-экономическому развитию регионов/территорий присутствия и обеспечению их социальной стабильности

Достижение стратегических целей Топливной компанией ТВЭЛ невозможно при отсутствии социального согласия на территориях присутствия и несоблюдении требований социальной и экологической приемлемости. Социальная напряженность в регионах и на территориях присутствия может нанести репутационный ущерб АО «ТВЭЛ», как компании с имиджем надежного поставщика ядерного топлива и услуг по обогащению урана, что может привести к переориентации зарубежных клиентов на работу с конкурентами (также см. раздел Риск-менеджмент).

В Компании разработаны стратегические инициативы и целевые проекты по социально-экономическому развитию регионов/территорий присутствия и обеспечению их социальной стабильности. Реализуется «Программа АО «ТВЭЛ» по региональной работе и социальным проектам», систематизирующая опыт деятельности в данном направлении и включающая в себя три группы проектов:

  • формирование и сохранение среды социального согласия на территориях присутствия Топливной компании ТВЭЛ;
  • взаимодействие с муниципальными и региональными органами власти по вопросам концепции развития территорий, прироста региональных налогов и поддержания социально-экономической стабильности;
  • повышение эффективности социальных программ и развитие социального партнерства.

Работа с обращениями граждан

Работа с обращениями граждан проводится в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ. Ответная реакция является обязательной: ведется учет каждого обращения, фиксируется каждый ответ.

Обращения поступают в АО «ТВЭЛ» напрямую, а также направляются с «горячей линии Росатома» и от органов государственной власти.

АО «ТВЭЛ» является членом Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России» (президент Компании входит в состав правления Союза), а также Национальной ассоциации институтов закупок.

Диаграмма 37

Результаты работы с обращениями граждан в 2017 году, %

В целях налаживания прямой связи «работник – президент АО «ТВЭЛ» во всех дочерних обществах установлены «почтовые ящики», через которые любой сотрудник может конфиденциально обратиться к руководству Топливной компании ТВЭЛ. Кроме того, направить вопрос президенту АО «ТВЭЛ» напрямую можно через официальный сайт Компании или внутрикорпоративный интранет-портал.

Соглашения о сотрудничестве с регионами

В 2012 году АО «ТВЭЛ» выступило инициатором по разработке и подписанию соглашений о сотрудничестве между Госкорпорацией «Росатом» и органами государственной власти субъектов РФ.

На сегодняшний день действуют соглашения между Госкорпорацией «Росатом»» и Свердловской, Иркутской, Томской областями, Красноярским краем и Удмуртской Республикой.

Ежегодно в рамках подписанных соглашений органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов и Топливной компанией ТВЭЛ разрабатывается и реализуется совместная программа социально-экономического развития городов присутствия предприятий Компании.

В соглашениях определены следующие ключевые аспекты:

  • совместное финансирование программ социально-экономического развития атомных городов;
  • условия софинансирования фонда поддержки и развития предпринимательства;
  • условия совместного участия в создании физико-математических лицеев.

Деньги выделяются по принципу инициативного бюджетирования: жители проводят собрания, решают, что им необходимо улучшить, и озвучивают свои предложения властям.

Таблица 49

Финансирование программы социально-экономического развития городов присутствия Топливной компании ТВЭЛ в 2017 году

Город

Объем финансирования, млн руб.

Мероприятия

ЗАТО
Новоуральск

300

  • Строительство жилого дома для молодых специалистов, школы, выставочно-маркетингового центра при НЦРП;
  • Реконструкция конькобежного павильона;
  • Модернизация и ремонт учреждений социальной сферы;
  • Капитальный ремонт корпусов ДЗОЛ «Самоцветы»;
  • Приобретение дорожной техники;
  • Благоустройство дворовых территорий, в том числе спортивных и детских площадок и пр

ЗАТО
Северск

30

  • Мероприятия по поддержке и развитию бизнес среды (Средства предусмотрены, будут направлены после создания ТОСЭР на Управляющую компанию)

Глазов

234,7

  • Строительство ледового дворца,
  • Строительство спортивного зала и мастерских для физико-математического лицея,
  • Поддержка спортивных клубов города и пр.

Ангарск

53,0

  • Продолжение строительства детского сада на 220 мест,
  • Благоустройство городских и дворовых территорий,
  • Капитальный ремонт ДК «Лесник».

ИТОГО

617,7

Топливная компания ТВЭЛ является крупным налогоплательщиком в бюджеты различных регионов Российской Федерации. В 2017 году валовые налоговые отчисления (фактические уплаченные) составили 14,9 млрд руб*.

* Кроме того, НДС, уплаченный Топливной компанией ТВЭЛ, составил 9,3 млрд руб. Таким образом, общие фактически уплаченные налоговые отчисления (в том числе налог на прибыль за консолидированную группу налогоплательщиков) составили 24,1 млрд руб.

Диаграмма 38

Валовые налоговые отчисления
Топливной компании ТВЭЛ, млн руб.

Таблица 50

Созданная и распределенная прямая экономическая стоимость*, млн руб

Показатель

2015

2016

2017

Прямая созданная экономическая стоимость

222 908,2

198 858,5

197 460,2

Распределенная экономическая стоимость в т.ч.:

173 488,8

177 749,3

152 698,8

Операционные затраты*

106 199,9

104 066,5

85 011,4

Заработная плата и другие выплаты и льготы сотрудникам*

26 000,0

26 934,1

27 565,9

Выплаты поставщикам капитала

16 020,8

30 019,1

19 252,8

Инвестиции в сообщества и благотворительная деятельность

1 800,0

1 719,3

1 876,1

Валовые налоговые платежи*

23 468,2

15 010,0

18 992,6

Нераспределенная экономическая стоимость

49 419,4

21 109,2

44 761,5

* Для расчета используются данные консолидированной отчетности Топливной компании ТВЭЛ, подготовленной по российским стандартам бухгалтерской отчетности. Отчетность по МСФО готовится в более поздние сроки.
* К расчету приняты прочие расходы и прочие доходы в полном объеме. Операционные затраты не включают амортизацию.
* С 2015 года в расчет данного показателя включены социальные расходы и страховые взносы.
* Сумма основных налоговых отчислений, начисленных к уплате в бюджеты разных уровней за отчетный период, включая: налоги в составе затрат; налог на прибыль организаций

Таблица 51

Трудоспособное население города, занятое в дочерних обществах ТК ТВЭЛ

Город (предприятие)

Регион

Доля трудоспособного населения города,
занятого в дочерних обществах ТК ТВЭЛ

Ангарск (АО «АЭХК»)

Иркутская область

0,73%

Владимир (АО «ВПО «Точмаш»)

Владимирская область

0,63%

Ковров (ПАО «КМЗ»)

1,3%

Глазов (АО ЧМЗ)

Удмуртская Республика

6,1%

Зеленогорск (АО «ПО ЭХЗ»)

Красноярский край

6,0%

Новоуральск (АО «УЭХК»)

Свердловская область

4,8%

Северск (АО «СХК»)

Томская область

5,2%

Электросталь (ПАО «МСЗ)

Московская область

4,6%

Общегражданские форум-диалоги

В последние годы общественные организации играют в жизни страны и городского сообщества все более значимую роль. Политика социального партнерства позволяет решать самые сложные проблемы путем переговоров, диалога, поиска баланса интересов различных групп населения. Идеология социального партнерства ориентирует участников на достижение компромисса. Поэтому в 2017 году Топливная компания ТВЭЛ продолжила традицию проведения городских общегражданских форум-диалогов.

Цель этих мероприятий - снижение социальной напряженности, создание платформы для консолидации здоровых общественных сил, а также укрепление связей между различными участниками общественного процесса и выведения работы некоммерческих объединений на новый качественный уровень.

В ЗАТО Новоуральск состоялся III Гражданский форум-диалог на тему «Путь к успешному будущему – через гражданское согласие», организованный АО «ТВЭЛ» и АО «УЭХК». В форуме-диалоге приняли активное участие депутаты Думы и члены Общественной палаты Новоуральского городского округа, почетные граждане города, представители Общественного совета ГК «Росатом», Совета ветеранов Новоуральска, профсоюзных и общественных организаций НГО, АО «ТВЭЛ» и АО «УЭХК», экспертного и журналистского сообществ.

На форум-диалоге действовало пять тематических дискуссионных центров:

  • Реализация проектов Госкорпорации «Росатом» и её Топливного дивизиона;
  • Бережливый город – бережливая поликлиника;
  • Бизнес-площадка;
  • Грантовая деятельность;
  • Чистый город — безопасный мир.

В ходе диалога разработан пакет социально-значимых гражданских инициатив, направленных на дальнейшее развитие Новоуральской промышленной площадки и ЗАТО Новоуральск в целом. Речь шла об укреплении взаимоотношений власти, бизнеса и широкой общественности, формировании адекватного представления о важнейших и значимых для большинства населения вопросах социально-экономической жизни города.

В частности, было предложено организовать на базе Фонда поддержки предпринимательства ЗАТО Новоуральск проектный офис для регистрации и сопровождения инвестиционных проектов муниципального назначения, а также делегировать Фонду полномочия осуществлять в рамках межмуниципальной кооперации продвижение новоуральских бизнесов и всей территории с ее конкурентными преимуществами и благоприятными бизнес-условиями в округе и за его пределами.

Также поступило предложение на 2018 год разработать муниципальную экологическую программу с финансовой поддержкой, создать Новоуральский городской центр экологической информации – интерфейс природоохранного просвещения населения.

Форум-диалог закрепил все поступившие идеи в меморандуме и стал очередным этапом на пути консолидации городской среды в решении задач социально-экономического развития Новоуральска. Делегаты Третьего Форума-диалога гражданского согласия приняли решение создать в социальных сетях сообщество Форум-диалога, закрепив за ним статус официальной коммуникационной площадки городского сообщества.

На форум-диалоге в г. Глазове обсуждались инфраструктура и благоустройство города, а также помощь социальной сфере, в том числе реализация совместных социальных инициатив АО «ТВЭЛ» и органов местного самоуправления. Повестка форума в г. Зеленогорске имела бизнес-направленность, обсуждались вопросы бизнес-климата, в том числе создания ТОСЭР и помощи социальной сфере. Основной темой форум-диалогов в г. Северске и г. Новоуральске стала экологическая безопасность.

Таблица 52

Основные показатели проведения форум-диалогов

Город

Количество участников

Дата проведения

Количество городских общественных организаций,
принявших участие в Форум-диалоге

Глазов

80

27.04.2017

10

Зеленогорск

700

13.05.2017

30

Новоуральск

170

30.08.2017

9

Северск

350

24.06.2016

7

Создание ТОСЭР

ТОСЭР – территория опережающего социально-экономического развития – часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» установлена возможность создания, начиная с 1 июня 2016 г., территорий опережающего социально-экономического развития на территориях закрытых административных территориальных образованиях для создания дополнительных условий поддержки проживающих и работающих в ЗАТО граждан, привлечения инвестиций и создания дополнительных рабочих мест.

Создание ТОСЭР в ЗАТО направлено в первую очередь на создание рабочих мест, на выравнивание инвестиционной привлекательности ЗАТО и уровня их развития по сравнению со среднем уровнем социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Заявленные проекты предполагают создание около 5,5 тыс. рабочих мест, инвестиции составят более 40 млрд руб. Треть заявленных проектов – проекты Госкорпорации «Росатом» и Топливной компании ТВЭЛ.

В рамках выполнения данных поручений в Госкорпорации «Росатом» и АО «ТВЭЛ»:

2014

  • были созданы рабочие группы на предприятиях ТК ТВЭЛ и АО «ТВЭЛ»,
  • подготовлены паспорта ЗАТО, на основании которых разрабатывались комплексные программы развития ЗАТО,
  • разработаны и согласованы с органами местного самоуправления и региональными органами власти комплексные программы развития (КПР) ЗАТО и направлены на рассмотрение и согласование в Правительство РФ.

2015

  • рабочими группами с привлечением разработчиков на основе КПР были сформированы концепции территории опережающего социально-экономического развития в ЗАТО атомной промышленности.

2016

  • концепции создания ТОСЭР рассмотрены на уровне субъектов РФ;
  • концепции направлены в Министерство экономического развития РФ и в Министерство финансов РФ;
  • сформирована рабочая группа ГК «Росатом» по имущественным вопросам ТОСЭР в ЗАТО;
  • в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти/Министерство экономического развития РФ направлены предложения (заявки) о создании ТОР:
    • ЗАТО Северск (июль 2016 года),
    • ЗАТО Зеленогорск (август 2016 года)
    • ЗАТО Новоуральск (август 2016 года)
  • утверждена концепция ТОР г. Глазова на уровне субъекта РФ.

2017

  • сформирована управляющая компания, осуществляющая функции по управлению ТОСЭР, созданными на территориях ЗАТО, в которых расположены объекты Госкорпорации «Росатом» - «Атом-ТОР»;
  • подготовлены и выполнены планы превентивных мероприятий по созданию ТОСЭР в ЗАТО Топливной компании ТВЭЛ до выхода Постановления Правительства РФ.

2018 (план)

  • создание Управляющей компании ТОСЭР:
    • формирование имущественного комплекса,
    • создание дочерних управляющих компаний
  • создание ТОР в ЗАТО атомной промышленности:
    • выход постановлений Правительства РФ,
    • заключение соглашений между Министерством экономического развития, правительством субъекта РФ, муниципальным органом власти)
  • Регистрация первых резидентов:
    • формирование маркетинговой стратегии.

Таблица 53

Планируемый эффект от создания ТОСЭР

Город

Зеленогорск

Северск

Новоуральск

Глазов

Количество новых рабочих мест, в том числе

466

1490

2 715

913

по проектам ГК «Росатом» и Топливной компании ТВЭЛ

242

651

973

0

по проектам ЗАТО

224

839

1 742

913

Объем инвестиций, млн руб., в том числе

2 458

11 811

19 427

6 981

по проектам ГК «Росатом» и Топливной компании ТВЭЛ

1 340

4 795

3 598

6 981

по проектам ЗАТО

1 118

7 016

15 829

0

ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ТОСЭР

  1. Налог на добавленную стоимость

    • Заявительный порядок возмещения налога.
    • Зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной налоговой проверки.
  2. Налог на прибыль организаций

    • Налоговая ставка по налогу в федеральный бюджет — 0% в течение 5 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль.
  3. Налог на имущество организаций

    • Освобождение в течение 5 лет.
    • Организации, получившие статус резидента ТОСЭР.
  4. Тарифы страховых взносов резидентов ТОСЭР

    •  ПФ РФ — 6,0%
    •  ФСС РФ — 1,5%
    •  ФФОМС РФ — 0,1%
    •  Всего — 7,6%
  5. Земельный налог

    • Освобождение в течение 3 лет.
    • Организации-резиденты ТОСЭР в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР.
    • Налоговая ставка по налогу в бюджеты субъектов РФ — не более 5% в течение 5 налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений на ТОСЭР, и не может быть менее 10% в течение следующих 5 налоговых периодов.
  6. Налог на добычу полезных ископаемых

    • В течение 120 налоговых периодов (с начала применения ставки налога на прибыль организаций в соответствии со ст. 284.4 НК РФ) коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (КТД 1), принимается равным:
    • 0 — первые 24 НП
    • 0,2 — с 25 по 48 НП
    • 0,4 — с 49 по 72 НП
    • 0,6 — с 73 по 96 НП
    • 0,8 — с 97 по 120 НП
    • 1 — со 121 и далее